Комитет образования администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области

187650, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Бокситогорск, ул. Социалистическая, 9

+7 (81366) 24885

+7 (81366) 24885

bokskopo@mail.ru

Комитет образования администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
 


Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Цель: изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Область оценивания: оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.

Также добавилось направление креативное мышление.

Дополнительной областью оценивания в цикле исследования 2012 года стало «креативное решение задач», в цикле 2015 года – «совместное решение задач», в цикле 2018 года – «глобальная компетентность».

Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительном направлении– оценивание финансовой грамотности учащихся.

Участие Ленинградской области в международном сопоставительном исследований PISA запланировано на 2024 год.

Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна

О том, что у школьников надо развивать функциональную грамотность, говорят на всех профильных конференциях.

Что же такое функциональная грамотность? Не все могут сразу дать ответ на этот вопрос.

Разберёмся с этим понятием вместе.

Впервые термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был введен 8 сентября 1965 года в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения, проходившем под эгидой ЮНЕСКО. Повышение функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача увеличения количества людей, охваченных общим образованием.

Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач. В современном мире таких задач становится все больше. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

С 01 сентября 2022 вступают в силу обновленные федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

Выделяют следующие виды функциональной грамотности

Задания по функциональной грамотности отличаются от традиционных:

школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося.

Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило, вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).

Например, задача из открытого банка ФИПИ ОГЭ

Никита и папа летом живут в деревне Лягушкино. В субботу они собираются съездить на велосипедах в село Вятское в спортивный магазин. Из деревни Лягушкино в село Вятское можно проехать по прямой лесной дорожке. Есть более длинный путь: по прямолинейному шоссе через деревню Куровка
до деревни Марусино, где нужно повернуть под прямым углом налево
на другое шоссе, ведущее в село Вятское. Есть и третий маршрут: в деревне Куровка можно свернуть на прямую тропинку в село Вятское, которая идёт мимо пруда.

Лесная дорожка и тропинка образуют с шоссе прямоугольные треугольники.

По шоссе Никита с папой едут со скоростью 25 км/ч, а по лесной дорожке
и тропинке — со скоростью 15 км/ч. На плане изображено взаимное расположение населённых пунктов, длина стороны каждой клетки равна 1 км.

Задание 1.

Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на плане обозначены населённые пункты.

Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность трёх цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

Насел. пункты

д. Лягушкино

с. Вятское

д. Куровка

Цифры

 

 

 

 

Задание 2.

Сколько километров проедут Никита с папой от деревни Куровка до села Вятское, если они поедут по шоссе через деревню Марусино?

Задание 3.

Найдите расстояние от деревни Лягушкино до села Вятское по прямой. Ответ дайте в километрах.

Задание 4.

Сколько минут затратят на дорогу из деревни Лягушкино в село Вятское Никита с папой, если поедут через деревню Марусино?

Задание 5.

В таблице указана стоимость (в рублях) некоторых продуктов в четырёх магазинах, расположенных в деревне Лягушкино, селе Вятское, деревне Куровка и деревне Марусино.

 

Наименование продукта

д. Лягушкино

с. Вятское

д. Куровка

д. Марусино

 

Молоко (1 л)

32

38

31

44

 

Хлеб (1 батон)

26

28

35

25

 

Сыр «Российский» (1 кг)

220

260

230

240

 

Говядина (1 кг)

360

350

330

400

 

Картофель (1 кг)

16

15

22

17

 Никита с папой хотят купить 3 батона хлеба, 2 кг говядины и 3 кг картофеля. В каком магазине такой набор продуктов будет стоить дешевле всего?
В ответ запишите стоимость данного набора в этом магазине.

Зачастую неумение правильно прочитать задание ведет к неправильному выполнению задачи не только по математике, но и по другим предметам учебного цикла. Вне школьных рамок мы встречаемся с ситуациями, когда не только учащиеся, но и взрослые, успешные и образованные люди, испытывают затруднения при заполнении форм или заявлений. А отвечает за эти умения именно функциональная грамотность.

Когда же необходимо начинать формировать функциональную грамотность?

С первых шагов ребенка в школе – с первого класса, когда он сталкивается с первыми задачами по математике, с первыми схемами и рисунками по окружающему миру, таблицами или правилами по русскому языку.

На данный момент самый большой банк заданий по функциональной грамотности находится на электронной платформе Российской Электронной Школы:

https://fg.resh.edu.ru

Также можно посмотреть примеры задач:

https://fioco.ru/примеры-задач-pisa